ГлавКиноТорг
На главную
Помощь
актёры >>
актрисы >>
режиссёры >>
анимэ
биография
боевик
вестерн
военный
детектив
документальный
драма
исторический
комедия
криминальный
мелодрама
музыка
мультфильм
мюзикл
приключения
семейный
сериал
спорт
триллер
ужасы
фантастика
фэнтези
эротика
юмор
     
 
Главная \ Актеры \ Л..П \ Лени Рифеншталь / Leni Riefenstahl
биографияфотоинтервьюфильмографиянаграды 
Лени Рифеншталь / Leni Riefenstahl
Лени Рифеншталь / Leni Riefenstahl
Берлин, Германия

Место рождения: 22 августа 1902 — 8 сентября 2003

Биография:

Детство и юность: танцовщица
Берта Хелена Амалия Рифеншталь родилась 22 августа 1902 года в Берлине. Двумя с половиной годами позже родился её брат Хайнц. Отец Лени, Альфред Рифеншталь, был высококлассным слесарем-сантехником по монтажу систем отопления и владел собственной фирмой. Семья часто переезжала с места на место и жила в Берлине (Веддинг, Нойкёлльн, Шёнеберг, Вильмерсдорф), и в собственном поместье в Цойтхене.

В 1907 году маленькая Лени становится членом плавательного клуба «Русалка». Тогда же вступает в ряды гимнастического общества, учится кататься на роликовых и ледовых коньках. Помимо этого, в течение пяти лет она берёт уроки игры на фортепьяно. В 1918 году Рифеншталь успешно заканчивает обучение в коллморгенском лицее Берлина.

В том же году она без разрешения отца, но при поддержке матери Берты, берёт уроки танцев. Хара́ктерный танец и балет также входят в её планы. После первого же публичного выступления, между отцом и дочерью разгорается ссора. Чтобы избежать отправки в закрытый интернат для девушек, Лени Рифеншталь подаёт заявление в государственное художественное училище в Берлине, поступает в него и недолго изучает в нём живопись.

В 1919 году отец посылает её в пансион в Тале. Там она тайно занимается танцами, играет в театральных постановках и посещает представления местного театра на сцене под открытым небом. По прошествии года ей разрешают покинуть пансион. В 1920 году Рифеншталь становится секретарём на предприятии своего отца. Она учится машинописи, стенографии и бухучёту. Кроме того, Лени теперь может открыто брать уроки танцев и даже выступать на публике. Помимо всего этого, она играет в теннис. После очередной ссоры с отцом, приведшей к уходу Лени из родительского дома, отец наконец-то соглашается с мечтами дочери о сцене.

C 1921 по 1923 год Рифеншталь обучается классическому балету под руководством Евгении Эдуардовой, одной из бывших петербургских балерин и дополнительно изучает хара́ктерный танец в школе Ютты Кламт. В 1923 году на полгода она уезжает в Дрезден, чтобы брать уроки танца в школе Мери Вигман. Её первое сольное выступление состоялось в Мюнхене 23 октября 1923 года. Затем последовали выступления в камерных постановках Немецкого театра в Берлине, во Франкфурте-на-Майне, Лейпциге, Дюссельдорфе, Кёльне, Киле, Штеттине (ныне — Щецин в Польше), Цюрихе, Инсбруке и Праге. Однако разрыв связок ставит крест на дальнейшей карьере танцовщицы.


[править] 20-е годы: актриса
В 1924 году Лени Рифеншталь переезжает в свою первую собственную квартиру на Фазановой улице в Берлине. Тогда же она обручается с Отто Фройтцхаймом, известным тогда теннисистом. Случайно, в одном из кинотеатров Берлина, она знакомится с фильмом Арнольда Фанка «Гора судьбы», снятом в 1919 году. Вдохновлённая фильмом, Лени совершает поездку в горы, где встречается с исполнителем главной роли Луи Тренкером. Ему она передаёт письмо, адресованное режиссёру фильма — Арнольду Фанку. Через некоторое время Арнольд и Лени встречаются в Берлине. В то время как Рифеншталь ложится в клинику для операции над мениском, Арнольд Фанк пишет для неё сценарий к своему новому фильму «Священная гора». Она разрывает помолвку с Отто Фройцхаймом, и после выздоровления начинается съёмка фильма в Доломитовых Альпах. Для съёмок Рифеншталь учится кататься на лыжах и лазать по горам. Она также увлекается кинопроизводством, знакомится с работой кинооператора. Между съёмками она вновь начинает танцевать и выступать на сцене. Премьера «Священной горы» состоялась 17 декабря 1926 года в Уфа-дворце берлинского зоопарка. Перед премьерой фильма Лени Рифеншталь в последний раз выходит на сцену в качестве танцовщицы. Эта первая киноработа Лени Рифеншталь на десятилетие вперёд определила её роль в качестве женщины, «разрывающейся» между двумя мужчинами в приключенческих фильмах и фильмах о горах (альпинистских или горных фильмах). Она становится также звездой альпинистского кино.

В 1927 году начались съёмки очередного фильма Арнольда Фанка «Большой прыжок». Спортивные достижения актрисы в этом фильме проявились особенно отчётливо. На съёмках она знакомится с Хансом Шнеебергером (Hans Schneeberger), кинооператором и исполнителем главной роли, с которым она в течение трёх лет прожила в любовном союзе. Премьера «Большого прыжка» состоялась 20 декабря 1927 года, как и предыдущего в Уфа-дворце берлинского зоопарка. Тем временем, Лени Рифеншталь, которая уже сделала себе имя в качестве специалиста по альпинистским фильмам, хочет попробовать себя и в других жанрах кинематографа. В Берлине она знакомится с режиссёрами Георгом Вильгельмом Пабстом, снявшим «Безотрадный переулок», Абелем Гансом (Abel Gance), поставившем «Наполеона», Вальтером Руттманном (Walter Ruttmann), создавшим «Берлин: симфония большого города» и писателем Эрихом Марией Ремарком. Также она пробует свои силы в написании киносценариев. В 1928 году она посещает зимние Олимпийские игры в швейцарском Санкт-Морице. В этом же году появляется её первая статья в «Film-Kurier» о фильме Фанка «Белый стадион». Теперь Рифеншталь регулярно публикует репортажи со съёмочных площадок фильмов, в которых снимается. В 1928 году начинаются съёмки в нетипичном для неё фильме «Судьба того самого Габсбурга», режиссёром которого стал Рудольф Раффе (Rudolf Raffé).

Съёмки фильма «Белый ад Пиц-Палю» в Энгадине вели сразу два режиссёра — Арнольд Фанк и Георг Вильгельм Пабст. Лени Рифеншталь принимала участие в монтаже французской версии фильма. В результате фильм, после премьеры 15 ноября 1929 года в Уфа-дворце берлинского зоопарка, снискал оглушительный национальный и международный успех. Этот фильм стал одним из последних великих немых фильмов. Рифеншталь встречается с Йозефом фон Штернбергом, который в Берлине снимает своего «Голубого ангела» с Марлен Дитрих в главной роли.


[править] Первая режиссёрская работа
В 1931 году Лени Рифеншталь пишет первую редакцию сценария для своего собственного фильма «Голубой свет». Она работает над сценарием совместно с Бэлой Балаш (Béla Balázs) — венгерским киносценаристом и кинокритиком. Она основывает свою первую собственную кинокомпанию «Leni Riefenstahl Studio-Film» и является её единственным владельцем. Она также берёт на себя не только написание сценария к «Голубому свету», но и режиссуру, руководство съёмками и монтаж фильма. Рифеншталь использует в съёмках непрофессиональных актёров — крестьян. Съёмки проходили с июля по сентябрь 1931 года, и все занятые в работе над фильмом получили достаточно скромное денежное вознаграждение. Сама же Лени, чтобы оплатить производство «Голубого света», снимается в главной роли в очередном фильме Арнольда Фанка (Arnold Fanck) «Белое безумие». Премьера «Голубого света» состоялась 24 марта 1932 года в Берлине. На биеннале в итальянской Венеции «Голубой свет» получает серебряную медаль. Рифеншталь совершает поездку в Лондон, представляя свой фильм, который был восторженно встречен английским зрителем. Первая режиссёрская работа Лени Рифеншталь, особенно световое решение картины, снискала национальное и международное признание.

В «Голубом свете» я, словно предчувствуя, рассказала свою позднейшую судьбу: Юнта, странная девушка, живущая в горах в мире грез, преследуемая и отверженная, погибает, потому что рушатся ее идеалы — в фильме их символизируют сверкающие кристаллы горного хрусталя. До начала лета 1932 года я тоже жила в мире грез…

[1]

[править] Национал-социализм, взлет режиссерской карьеры
Благодаря «Голубому свету» Лени Рифеншталь стала известным режиссёром, и своё внимание на неё обратил сам Адольф Гитлер. В феврале 1932 года она присутствует на его выступлении в берлинском Дворце спорта. В мае 1932 года Рифеншталь пишет ему письмо. Вскоре между ними происходит встреча. После их первой встречи, Рифеншталь уезжает в Гренландию на съёмки очередного фильма Арнольда Фанка «SOS — айсберг». Съёмки фильма завершаются в конце мая. Из серии статей о поездке в Гренландию, которые она написала для журнала «Tempo», а также из лекций, которые Лени читала перед показом фильма в кинотеатрах, возникает книга, вышедшая в свет в 1933 году. Премьера «SOS — айсберг» состоялась 30 августа 1933 года всё в том же Уфа-дворце берлинского зоопарка. После экспедиции в Гренландию вновь следуют встречи между Рифеншталь и Гитлером. Она также знакомится с Йозефом Геббельсом и его супругой, причём на протяжении всей своей жизни она будет утверждать, что между ней и министром пропаганды возникла и сохранялась глубокая взаимная антипатия.


[править] Фильмы о партийных съездах НСДАП

Кадр из фильма. Гитлер возглавляет делегацию высокопоставленных нацистов, заходящую в зал собраний.В августе 1933 года Рифеншталь принимает предложение снять фильм о пятом съезде НСДАП в Нюрнберге. Она работает над фильмом вместе с известными операторами (такими, как Зепп Алльгайер (Sepp Allgeier), Франц Ваймайр (Franz Weihmayr) и Вальтер Френцц (Walter Frentz) и сама монтирует фильм. Продюсером фильма выступает министерство пропаганды во главе с Геббельсом. Премьера «Победы веры» состоялась 1 декабря 1933 года. Однако, в результате путча Рёма, фильм практически сразу после премьеры выходит из проката. Причиной этого, среди прочего, стало относительно равное изображение в фильме начальника штаба нацистских штурмовых отрядов Эрнста Рёма и Адольфа Гитлера, чего, естественно, Гитлер не мог допустить.

Можно полагать, что для Рифеншталь этот фильм стал своеобразной «пробой пера» в сравнении с её же более поздней картиной «Триумф воли». В «Победе веры» имеется несколько эстетических недоработок, с которыми Рифеншталь, как режиссёр, ориентированный на совершенное исполнение фильма, не могла согласиться. Отснятый материал всё ещё отчётливо носит характер репортажа и содержит достаточно много случайного и несистематизированного материала, и запечатлевает, таким образом, недостаточно зрелую презентацию НСДАП как политической партии и, одновременно, неопытность Рифеншталь в качестве режиссёра документального кино. И Рифеншталь, и НСДАП ещё предстояла работа над собой.

Лени Рифеншталь сблизилась с нацистским публицистом Юлиусом Штрайхером (Julius Streicher), которому в октябре 1933 года передала все материалы касающиеся «еврея Бэлы Балаш», после чего он — как бывший сопродюсер Рифеншталь по её первому фильму «Голубой свет» — предъявил Балаш денежные претензии.

В 1934 году Рифеншталь впервые получает предложение от компании «Terra-Film» экранизировать «Низину». В этом же году она совершает поездку в Лондон, Кембридж и Оксфорд и выступает там с лекциями о своей работе в кино. Начавшиеся съёмки «Низины» в Испании приостанавливаются, так как «Terra» перестаёт переводить на счета деньги, а сама Лени заболевает.

По поручению Гитлера Лени Рифеншталь принимается за съёмку ещё одного фильма о съезде НСДАП. Для этого она основывает компанию «Reichsparteitagfilm GmbH», которая и будет заниматься производством фильма о шестом съезде партии. Созданные в 1933 и 1934 годах фильмы «Победа веры» о «партсъезде победы» и «Триумф воли» о «съезде единства и силы» были, предположительно, профинансированы самой нацистской партией. Отснятым Вальтером Рутманном материалом она осталась недовольна, и поэтому взяла в свои руки руководство съёмками. В её подчинении находилась команда из 170 человек (из них 36 операторов), а сами съёмки проходили с 4 по 10 сентября в Нюрнберге. Лени Рифеншталь понадобилось семь месяцев для монтажа и завершения работы над фильмом. Из отснятого материала длительностью в несколько сотен часов Рифеншталь смонтировала фильм, хронометраж которого составил четыре часа. При монтаже она использовала новаторские приёмы: в ее распоряжении, был 30 камер, они закреплялись на флагштоках, поднимались на дирижаблях, Гитлера снимали сразу с нескольких точек. Также новым было использование приёмов внушения, которые до неё никогда не применялись в кинематографе. Музыку к фильму написал известный композитор Герберт Виндт, который и в дальнейшем сотрудничал с Рифеншталь. Премьера «Триумфа воли» состоялась в присутствии Гитлера 28 марта 1935 года в Уфа-дворце берлинского зоопарка. Подобно завершённой хореографической презентации НСДАП, Рифеншталь создаёт с помощью кинематографических методов очень яркий и насыщенный материал, где в виде исполина изображается Гитлер, окружённый многочисленными приверженцами в нацистской форме. Фильм становится орудием пропаганды в руках НСДАП и служит для воодушевления немецкого народа и идеальным инструментом для привлечения простых граждан Германии в ряды нацистской партии. В особенности, примечательны сцены с хором членов «Рабочего фронта» и построения нацистских штурмовых и эсэсовских отрядов с их монументальной массовой маршировкой. В виде отдельных эпизодов эти сцены постоянно цитируются и считаются идеалом нацистской демонстрации. Именно потому, что этот фильм наилучшим образом соответствует представлениям национал-социалистов о самих себе, их руководство чествует «Триумф воли» как образец удачной нацистской пропаганды и официально придаёт ему пропагандистский статус. За «Триумф воли» Рифеншталь получает Немецкую кинопремию за 1934/1935 год, премию за лучший иностранный документальный фильм на венецианском биеннале 1935 года и золотую медаль на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Вслед за фильмом в свет выходит книга Лени Рифеншталь «То, что осталось за кадром фильма о съезде национал-социалистической партии».


Triumph des Willens Триумф волиДорогостоящие съёмки «Триумфа воли» привели к тому, что было приостановлено производство других многочисленных нацистских фильмов, и к тому же Рифеншталь требовала большое число операторов для съёмок своего фильма. Всё это привело к конфликту между ней и Геббельсом, улаживать который пришлось лично Гитлеру. Части вермахта, которые в 1934 году после смерти Пауля фон Гинденбурга впервые принимали участие в съезде НСДАП, в «Триумфе воли» были представлены недостаточно, поэтому Лени Рифеншталь снимает 26-минутный короткометражный фильм «День свободы! — Наш вермахт!». Фильм рассказывает о седьмом съезде НСДАП 1935 года, и его премьера состоялась 30 декабря в том же году. Фильм создаёт настроение чрезвычайно лирическим началом с изображением ночной стражи и рассвета в палаточном городке, игрой теней и съёмками против солнечного света. Затем следуют командно-штабные учения вермахта под командованием Гитлера. Солдаты самозабвенно предаются им. Изобразительные средства этой кинокартины стереотипны, композиция неубедительна. Сама Рифеншталь называет свои пропагандистские постановки чисто документальными работами, причём она понимает под документальным фильмом такой фильм, который отражает дух и/или атмосферу мероприятия.


[править] Олимпийские фильмы

Кадр из фильма «Олимпия»В 1935 году Лени Рифеншталь встречается с Карлом Димом, генеральным секретарём организационного комитета берлинских Олимпийских игр, которые должны пройти в 1936 году. Она заключает соглашение с кинокомпанией «Тобис» о съёмках «Олимпии» и занимается многочисленными подготовительными работами. Вскоре после этого, она основывает фирму «Olympiade-Film GmbH», акционерами которой являются она и её брат Хайнц. Вновь деньги фашистского министерства пропаганды и другие средства текут в кинокомпанию, чтобы профинансировать затратные съёмки.

В 1936 году Лени Рифеншталь в качестве подготовительных работ к фильму посещает зимние Олимпийские игры в Гармиш-Партенкирхене, а также встречается с Бенито Муссолини в Риме. С мая 1936 года начинаются кинопробы для «Олимпии». Рифеншталь работает над фильмом совместно с известными операторами (Вальтером Френцем, Вили Цильке (Willy Zielke), Гуцци Ланчнером (Guzzi Lantschner), Хансом Эртлем (Hans Ertl) и многими другими). Вместе они создают и применяют много новых кинотехнических приёмов и инноваций (например — камеру для подводной съёмки, рельсовый операторский кран). Число членов съёмочной группы составляет 170 человек. После съёмок в июле и августе 1936 года Рифеншталь вновь возвращается в монтажный цех. Между 1936 и 1938 годами она сортирует, архивирует и монтирует отснятый материал к олимпийским фильмам в своём доме в Грюневальде.

Производственный фильм о работе над «Олимпией» в 1937 году на Всемирной выставке в Париже получает золотую медаль. Премьера «Праздника народов» и «Праздника красоты» состоялась, как и прежде, в Уфа-дворце берлинского зоопарка 20 апреля 1938 года. Со своим фильмом Лени совершает поездку по Европе — сначала Вена, затем Грац, Париж, Брюссель, Копенгаген, Стокгольм, Хельсинки, Осло и, наконец — Рим. За «Олимпию» Рифеншталь получает Немецкую кинопремию 1937/1938 годов, шведскую Полярную премию, золотую медаль за лучший фильм на международном кинофестивале в Венеции, Греческую спортивную премию, а на кинофестивале в швейцарской Лозанне в 1948 году дополнительно к золотой олимпийской медали, которой её наградил в 1938 году Международный олимпийский комитет, Олимпийский диплом.

Пролог первой части «Олимпии» известен: на экране видны руины Акрополя, затем камера показывает отдельные головы античных атлетов и богинь, плавно переходя на скульптуру дискобола работы Мирона, а с неё осуществляется переход к «живому изображению» обнажённых атлетов, которые на море в замедленной съёмке представляют такие античные соревнования как метание диска, копья и ядра. Далее зритель видит обнажённых гимнасток, движениями которых, античность, через зажжение олимпийского огня и эстафету факелоносцев, несущих огонь через Грецию, переносится в современность — на Олимпийский стадион Берлина 1936 года. Но и во второй части «Олимпии» имеется пролог: утренний лес, в котором бегуны по пересечённой местности, словно тени, возникают перед зрителем и обнажёнными прыгают в воду, сауна, блестящие тела атлетов, берёзовые веники, смеющиеся лица под душем. Но ещё более известным является конец фильма: прыжки в воду у мужчин, которые переходят в невесомый полёт в небо. Затем на экране возникает олимпийский стадион весь в огнях, слышен колокольный звон, видны олимпийский огонь и украшенные лавровыми ветвями флагштоки, которые склоняются друг к другу. Олимпийские знамёна и «Храм света», созданные Альбертом Шпеером, любимым архитектором фюрера, являются финалом фильма.

В обеих частях «Олимпии» друг друга сменяют такие операторские приёмы, как репортажные панорамы, замедленное воспроизведение, панорамирование, пассажи с видом снизу, с субъективной камеры, параллельная съемка с нескольких камер. Основная смысловая нагрузка при монтаже была возложена на символическое возвышение, что было сделано с помощью оптических переходов, а также на эмоциональную музыку и на напряжение, возникающее в момент спортивного состязания, как у спортсменов, так и у болельщиков. Монтаж создаёт прямые зрительные связи между волей к победе немецких олимпийцев и аплодисментами Гитлера (или Геббельса и Геринга). Другими приёмами монтажа являются: импрессионистский монтаж тела в полёте (прыжки с шестом и в воду); монтаж беспрецедентной по накалу борьбы сцены в марафонском беге между покидающими тело силами (движения ног в замедленном воспроизведении) и огромной волей (сцены улиц в ускоренном воспроизведении и с динамичной музыкой); силуэты на земле (фехтование); а также переходы между музыкально иллюстрированными пассажами и частями, в которых присутствуют комментарии диктора и зрительская реакция на то, что происходит на арене. Комментарий к немецкой версии фильма риторически подчёркивает аналогию между спортивной борьбой и военными действиями.

Лени Рифеншталь, которая в «Олимпии» не обошла стороной выдающийся успех американских, причём даже чернокожих атлетов, надеялась на кассовый успех фильма в Штатах. И действительно, кинокомпания «Метро-Голдвин-Майер» пригласила её в 1938 году посетить США. В ноябре 38-го года Рифеншталь приезжает с «Олимпией» в Америку. Однако в день её приезда в США, из Европы приходит известие о еврейских погромах в течение, так называймой, «Хрустальной ночи», которая имела место в ночь с 9 на 10 ноября 1938 года в Германии. Реакция американской общественности последовала незамедлительно — «Нью-йоркская антифашистская лига», мэр Нью-Йорка Фьорелло Ла-Гуардия (Fiorello LaGuardia) и Комитет киноактёров (Motion Picture Artists Committee) призывают к бойкоту как «Олимпии», так и самой Рифеншталь. В Голливуде появляются антирифеншталевские плакаты. Но, не смотря на это, Рифеншталь встречается с режиссёрами Кингом Видором и Уолтом Диснеем, а также с отцом американского автомобилестроения Генри Фордом, известного также по своей книге антисемитского содержания «Мировое еврейство». В Британии, следуя примеру Штатов, также отказались от показа «Олимпии». Однако позже — в 1956 году — голливудское жюри назвало «Олимпию» одним из десяти самых лучших фильмов мира. «Олимпия» явилась образцом для многих спортивных фильмов и репортажей и предвосхитила многочисленные технические новшества в киноиндустрии.

В 1958 году Лени создаёт новую редакцию фильма, и он выходит в ограниченный прокат в Берлине, Бремене и Гамбурге. Вторая часть «Олимпии» (первоначально — «Праздник красоты») переименовывается в «Богов стадиона». Однако проект ожидало кассовое фиаско. В 1967 году Рифеншталь в Мюнхене создаёт ещё одну версию, теперь уже англоязычную, фильма, которая должна быть показана по «13-му каналу» в канун Олимпийских игр в Мехико.


[править] Лени Рифеншталь и нацизм
Лени Рифеншталь в 1936 была на встрече у дуче — фашистского вождя Италии.

Тот факт, что во время того, как американская общественность и лично мэр Нью-Йорка выражали протест против еврейских погромов в Германии, Лени Рифеншталь встречается с американским миллионером Генри Фордом, известным также своей антисемитской книгой «Мировое еврейство», свидетельствует об антисемитизме Лени.

Лени Рифеншталь не ограничилась съемками документально-постановочных и откровенно пропагандистских фильмов про военную машину вермахта, национал-социалистическую партию, снимая главных лиц Третьего рейха и таких идейных вдохновителей, как Гитлер, Борман и Геббельс. В 1939 году, Лени Рифеншталь, будучи уже фотожурналисткой, снимала вторжение Германии в Польшу, а в 1940 начала снимать фильм «Низина» (Tiefland), немузыкальную киноверсию оперы Эжена д'Альбера. Для одного из эпизодов она использовала заключенных цыган из концлагеря (см. Геноцид цыган). Фильм был завершен в 1944 году, но победа союзников задержала выход картины. В свете этих фактов ее слова о том, что она слишком поздно разглядела зло в Гитлере выглядят натянутыми.

Нацистская пропаганда не могла не воспользоваться несомненно ярким талантом Рифеншталь, но и Рифеншталь не могла не использовать нацистов для своей карьеры. Сотрудничество с нацистами, пропаганда нацизма, в конечном итоге и погубило Лени Рифеншталь как кинорежиссёра; долгое время спустя после падения Третьего Рейха она не могла ничего снять, ее имя находилось под негласным запретом.

Сама Рифеншталь всегда видела себя как аполитичного деятеля искусства, который в то время не осознавал всей чудовищности фашистского режима. Цитата: «Я никогда не опровергала того факта, что была под властью личности Гитлера. Однако то, что я слишком поздно увидела в нём зло, без сомнения является моей виной или ослеплением» («Nie habe ich bestritten, dass ich der Persönlichkeit Hitlers verfallen war. Dass ich das Dämonische zu spät in ihm erkannt habe, ist zweifellos Schuld oder Verblendung», 1949).


[править] Военные впечатления
В 1939 году Рифеншталь оканчивает курсы фронтовых корреспондентов. Однако зверства нацистов в Польше привели её в ужас. Поэтому, когда осенью 1944 года ей предложили снять фильм о Линии Зигфрида — оборонительной линии против союзников — она отказалась от съёмок. Вследствие этого она поссорилась с Геббельсом и имперской Палатой по делам культуры, которые больше никогда не давали ей средства на съёмки. Однако же, Рифеншталь никогда не отмежёвывалась от национал-социалистов.


[править] Факты из личной жизни
Во время съёмок «Низины» Лени знакомится с лётчиком Петером Якобом (Peter Jacob), с которым 21 марта 1944 года в Кицбюеле она сочетается браком. В этом же году она в последний раз встречается с Адольфом Гитлером в его резиденции Бергхоф, а на русском фронте погибает её брат Хайнц (сосланный на восточный фронт за антинацистские настоения). Последние съёмки «Низины» состоялись в Праге. Незадолго до конца войны к ней в Кицбюель приезжает мать. В апреле 1945 года Лени Рифеншталь была взята в плен американскими оккупационными войсками.


[править] Нереализованные и неоконченные проекты

[править] Пентезильи
Вернувшись в Европу, Рифеншталь читает лекцию в Париже на тему «Является ли кино искусством?». В 1939 для съёмок «Пентезильи» она основывает собственную кинокомпанию «Leni Riefenstahl Film GmbH». Рифеншталь работает над сценарием и также занимается подготовительными работами к съёмкам. Однако работа прерывается 1 сентября 1939 года из-за начала Второй мировой войны. Она сама и сотрудники её кинокомпании поступают в действующую армию в качестве военных корреспондентов для освещения военных действий в Польше. Жестокие убийства солдатами вермахта польских гражданских лиц в городе Конские приводят её в ужас, и она отказывается от дальнейшей работы. По утверждению самой Рифеншталь, она также написала жалобу на действия военных в соответствующую инстанцию.


[править] Низина
Она начинает переговоры с кинокомпанией «Tobis» о производстве «Низины» и вместе с Харальдом Райнлем (Harald Reinl) работает над сценарием фильма. В 1940 году запланированные натурные съёмки в Испании из-за войны переносятся в Германию. Однако чтобы воссоздать дух Испании, в качестве статистов на съёмочную площадку приглашаются 68 цыган из расположенного поблизости концентрационного лагеря Максглан под Зальцбургом. Впоследствии многие из этих «неарийских» статистов погибли от непосильного труда в лагере или были расстреляны. В «Низине» Рифеншталь выступала не только как режиссёр, но и как исполнительница главной роли. Однако работа над фильмом замораживается из-за болезни Рифеншталь. Только в 1943 году состоялись последние натурные съёмки, но уже в Испании. Финансирование съёмок осуществляется имперским министерством экономики по личному распоряжению Гитлера. После окончания съёмок Лени Рифеншталь перевозит большую часть отснятого материала из Берлина в Кицбюель.


[править] Киностудия
В новой гитлеровской столице мира — Германии, было запланировано строительство киностудии Рифеншталь площадью 26.000 м².


[править] Послевоенное время: фото- и киносъемки природы
В период с 1949 по 1987 годы состоялось несколько судебных процессов по поводу насильственного привлечения цыган из лагеря Максглан к съёмкам в фильме «Низина» во время фашистской диктатуры. В некоторых из них Лени Рифеншталь была обвиняемой. В ходе всех процессов причастность Рифеншталь к насильственному привлечению цыган к съёмкам была названа клеветой.

Запрет на работу кинорежиссёра и только один-единственный смонтированный после войны фильм — «Низина» наконец-то вышла в прокат в 1954 году, способствуют тому, что Лени Рифеншталь увлекается фотографией. В 1956 году в возрасте 52 лет она впервые совершает поездку в Африку. Её путевые впечатления, выраженные в снимках, были опубликованы в ведущих мировых СМИ — «Штерне» (Stern), «Санди Таймс» (The Sunday Times Magazine), «Пари Матче» (Paris Match), «Европейце» (L’Europeo), «Ньюсвике» (Newsweek), «Сане» (The Sun). Позже, в период между 1962 и 1977 годами она с фотоаппаратом не один раз пересекает нубийскую пустыню, запечатлевая на плёнку жизнь нубийских племён. В 1973 году в свет вышел фотоальбом «Нубийцы — люди, будто пришедшие с другой звезды», а в 1976 году следующий фотоальбом «Нубийцы из племени Кау».[2]

Нужно отметить, что именно Лени Рифеншталь открыла нубийские племена центрального Судана для широкой публики во всем мире — после её фоторепортажей об их жизни ими заинтересовались не только журналисты, но и антропологи и историки.

В возрасте 71 года в 1974 году Рифеншталь впервые совершает погружение с аквалангом, естественно, с камерой для подводной съёмки. За последние три десятилетия своей жизни она совершает более двух тысяч погружений. Так начался новый этап в творчестве Рифеншталь-фотографа — съёмки подводного мира. Результатом её многолетней работы стали фотоальбомы «Коралловые сады» и «Чудо под водой», а также документальный фильм «Подводные впечатления».

В 1975 году ее фотоальбомы были объявлены «лучшей работой в области фотографии».

В 2002 году Рифеншталь продюссирует фильм «Подводные впечатления» (нем. Impressionen unter Wasser)

В 1986 году в свет вышла её книга мемуаров, которая была издана в 13 странах, а в Америке и Японии ставшая бестселлером.


[править] Последние годы жизни
Её последняя актёрская работа — снятый в 1993 году фильм «Сила образов». Этот фильм получил премию «Эмми» и специальный приз кинокритиков в Японии. В 2001 году президент МОК Хуан Антонио Самаранч в швейцарской Лозанне наконец-то вручает ей Золотую медаль берлинских Олимпийских игр 1936 года (хотя медаль и была присуждена ей ещё в далёком 1938 году, однако получить её она долгое время не могла).

В 2002 году Лени Рифеншталь празднует свой столетний юбилей в кругу множества звёзд (среди прочих, например, Зигфрид и Рой). В этом же году посетила Россию.

8 сентября 2003 года, через две недели после своего 101-го дня рождения, Лени Рифеншталь скончалась в 2250 в своём собственном доме в городке Пёкинг, что на Штарнбергском озере. Её спутник жизни, 61-летний кинооператор Хорст Кеттнер, до самого последнего мига не отходил от неё.

У Рифеншталь не было детей, о чём она сожалела.

12 сентября 2003 года в Мюнхене состоялась панихида и кремация, а 10 октября того же года урна с прахом Лени Рифеншталь была захоронена на мюнхенском кладбище «Вальдфридхоф» (Waldfriedhof).


Автор: Анна Чередниченко

Сайт: People's History

Статья: Журнал "Культ Личностей", март/апрель 2000




В тот день Лени Рифеншталь впервые взяла в руки камеру. Она снимала эффектный эпизод ночного лыжного похода при свете факелов. Вдруг в руке у стоящего поблизости мальчика взорвался факел: пламя задело лицо и руку Лени и сильно обожгло ребенка, но Рифеншталь продолжала снимать, не обращая внимания на собственную боль и крики испуганных коллег. Так она работала всю жизнь - увлеченно, не замечая ничего вокруг.

Иногда неосознанно, иногда нарочно она закрывала глаза на то, что ей не нравилось или мешало. Рифеншталь всегда отстаивала независимость искусства от политики и идеологии. И в то же время своим примером доказала прямо противоположное. Ее самые известные документальные фильмы "Триумф воли" (1935 год) и "Олимпия" (1938 год), которые критики безоговорочно относят к шедеврам мирового кинематографа, были созданы для Третьего рейха. Сотрудничества с фашистами ей не могут простить до сих пор. Вся послевоенная жизнь Рифеншталь - это бесконечные попытки оправдаться. В 1993 году вышел документальный фильм Роя Мюллера "Власть образов: Лени Рифеншталь" (английский вариант названия - "Прекрасная, ужасная жизнь Лени Рифеншталь"). 90-летняя Рифеншталь не очень охотно вспоминает о нацистской Германии: то делает вид, что не понимает вопросов, то резко защищается. Но как только речь заходит о кино, Рифеншталь преображается и начинает увлеченно рассказывать.

Хелена Берта Амалия Рифеншталь родилась 22 августа 1902 года в семье состоятельного коммерсанта. В конце XIX - начале XX века в Европе бурно развивался танец. Казалось, пластикой человеческого тела можно выразить любые чувства, даже те, которые не передашь словами. Вероятно, Лени уже тогда увлекали экспрессивные возможности тела, и она решила стать танцовщицей. В 21 год Лени выступила с первой сольной программой. Ее номера пользовались успехом, она танцевала в Берлине, Мюнхене, Праге, Цюрихе, участвовала в постановках Макса Рейнхардта. Лени была очень красива: безупречный овал лица, большие выразительные глаза и пышные рыже-каштановые волосы.

Балетом она занималась недолго. Увидев фильм Арнольда Фанка "Гора судьбы" (в советском прокате "Скала смерти"), танцовщица решила, что обязательно должна попасть в горы. Специфический немецкий жанр "горного фильма" изобрел в начале 20-х Фанк, бывший геолог. Он обучил скалолазанию съемочную группу и ежегодно "спускал в долину" очередную картину о неприступных вершинах, сверкающих на фоне грозовых облаков, и о героях с высокой душой и гордым сердцем. В то время фильмы делали преимущественно в студии, Фанк же впервые использовал сложные натурные съемки.

Скалистые пики и обрывы покорили Лени с первого взгляда. Она передала Фанку свое "портфолио": шикарную фотографию в жемчугах и перьях и хвалебные отзывы о выступлениях. Восхитительные глаза Лени не могли не произвести впечатления, и она стала ведущей актрисой "горного кино". Ее героинями были романтические, наивные и очень смелые девушки. Работа у Фанка требовала не только спортивной подготовки, но и немалого мужества. Лазить по горам приходилось босиком, без страховки. Если героиня по сценарию попадала в лавину, Лени на самом деле с головой заваливали снегом, делая по нескольку дублей (а мороз порой достигал 20-30 градусов!). Но "скалолазке" все было нипочем. "Горы давали потрясающее чувство свободы. Помню, когда я забиралась на вершину, я испытывала ни с чем не сравнимое счастье", - вспоминала она потом.

Вскоре Рифеншталь стало тесно в рамках чисто актерской работы. Ей надоело выполнять чужие команды, она хотела командовать сама. В 1932 году она сняла первый (разумеется, "горный") фильм "Голубой свет". Его действие происходит в итальянской деревушке в Доломитовых Альпах. В полнолуние на вершине горы сверкает голубой свет, играющий роковую роль в судьбе местных юношей. Словно зачарованные, они стремятся к чудесному сиянию, но разбиваются, так и не достигнув вершины. Рядом с деревней живет "дитя природы" Юнта (Рифеншталь) - то ли колдунья, то ли просто сумасшедшая. Случайно заехавший в деревню немецкий художник влюбляется в Юнту и обнаруживает, что ей известна тайная тропа к вершине, к изумительному гроту из горного хрусталя. Он радостно сообщает деревенским о месторождении ценных минералов, и они бодро обчищают грот. Народ ликует, а лишенная путеводного света Юнта срывается со скалы...

Спустя много лет пожилая Рифеншталь с грустью скажет: "Этот фильм оказался предчувствием моей жизни. Как и Юнту, меня любили и ненавидели. Как Юнта лишилась хрустальных сокровищ, так и я теряла потом все свои идеалы".

Когда кто-то предложил ей сходить в берлинский Дворец спорта послушать речь Гитлера, она понятия не имела ни о нем, ни о его партии. Но атмосфера политического митинга и выступление Гитлера так поразили Рифеншталь, что она написала ему восторженное письмо. Выяснилось, что фюрер восхищался героинями Лени, поэтому ее удостоили аудиенции. Вскоре Рифеншталь получила полупредложение-полуприказ снять документальное кино о Нюрнбергском съезде нацистской партии. Тут не обойтись без пафосных фраз, ибо фильм "Триумф воли" действительно стал роковым для Лени Рифеншталь, определив всю ее будущую долгую драматическую жизнь.

На "Триумфе" для Рифеншталь были созданы замечательные условия: в ее распоряжении находились 30 камер, 36 операторов с ассистентами и около 80 помощников. Ей удалось даже добиться разрешения на то, чтобы закрепить одну камеру между флагштоков (она видна в фильме), именно с нее сняты самые впечатляющие панорамы. Лени стремилась придумать как можно больше положений для камеры: сверху и снизу, съемки движущейся и статичной камерой, крупные и дальние планы, неожиданные ракурсы. Монтаж занял пять месяцев (Лени больше никого не подпускала к пульту). Под конец она работала по 20 часов в сутки.

В итоге получился грандиозный спектакль. Зрителю показывают не реальность, а фантасмагорию, выдаваемую за реальность. В "Триумфе" нет дикторского текста, но образ выразительнее слова. Речи Гитлера были нацелены не на логическое, а на эмоциональное восприятие, и фильм взывал не к разуму, но к глубинным инстинктам. Он прославляет отказ от индивидуальности, объединение в массу. "Триумф" - апология тоталитаризма, люди в нем низведены до деталей, неразличимых в общем орнаменте. -Юношеский профиль - часть шеренги, шеренга - часть марширующего отряда, отряд - часть Германии. Даже старинные дома и скульптуры Нюрнберга оказываются вовлеченными в фашистский спектакль. Слова при этом излишни.

Существует легенда, что после "Триумфа" Рифеншталь получила приглашения работать от Сталина и Муссолин

 
 
дисков: 0 шт.
сумма: 0 р.


подробнее >>
оформить заказ>>
логин (e-mail)

пароль
регистрация >>
забыли пароль? >>
о DVD магазине >>
карта сайта >>
обратная связь >>
доставка и оплата >>
статьи >>
  На правах рекламы:
©Copyright 2008-2015 DVD магазин, купить dvd фильмы, заказать dvd почтой, купить фильм - ГлавКиноТорг.
Rambler's Top100